Чем был стоицизм в историческом контексте?
Стоицизм был школой философии в Древней Греции и Риме. Уроки в школе философии охватывали широкий учебный план, который состоял из интеллектуальных и практических элементов. Целью такой школы было улучшение (или трансформация) характера человека.
У нас есть записи об именах и авторах многих книг, изученных стоиками, но сами книги не пережили эпохи средневековья, и традиция передачи знаний стоицизма от учителя ученику закончилась самое позднее в 529 году н. э. То, что у нас есть — это информация из вторых рук от соперников и составителей энциклопедий, а также заметки и труды нескольких поздних стоиков. Например, приписываемые Эпиктету заметки его ученика Арриана и рассказы об учениях Мусония Руфа неизвестно кем. Сенека и Марк Аврелий были скорее политиками, чем профессиональными философами, хотя их вклад в стоицизм огромен.
Стоическое образование состояло из трех частей: логики, этики и физики. Из «Жизни выдающихся философов» Диогена Лаэртского:
Философия, говорят они (стоики), подобна животному, Логика соответствует костям и сухожилиям, этика — мясистым частям, физика — душе. Другое сравнение, которое они используют — это сравнение с яйцом: скорлупа — это логика, затем идет белок, этика, а желток в центре — физика. Или, опять же, они уподобляют философию плодородному полю: логика — окружающий забор, этика — урожай, физика — почва и деревья. Или, опять же, в город, окруженный крепкими стенами и управляемый разумом. Некоторые стоики утверждают, что ни одна отдельная часть не независима от какой-либо другой части, но все они сливаются воедино.
Поскольку стоики были телеологическими материалистами–пантеистами, физика включала в себя теологию. То есть ученик не только учился мудрости, но и тому, как приучать себя действовать мудро.
Сохранившиеся тексты (Марк Аврелий, Эпиктет, Сенека и Мусоний Руф) в основном посвящены этике. Хотя ясно, что две другие ветви все еще преподавались. Существующие конспекты лекций Эпиктета относятся к урокам физики и логики, для которых не существует никаких примечаний. Возможно, поздние римские стоики уделяли меньше внимания физике и логике, чем греки, или, возможно, христианские монахи просто решили не копировать книги по логике или физике. В сохранившихся текстах есть части, указывающие на то, что более поздние стоики рассматривали физику и логику как важные для изучения только в той мере, в какой они поддерживают развитие этики, но неясно, было ли это уникальным для позднеримских стоиков или это было особенностью школы с самого начала.