Блог Егора

Что можно контролировать. Как стоицизм может быть полезен в современном мире. Ч.2.

Егор Нагель — Блог о том, что занимает мысли

Title: On to Liberty. Artist: Theodor Kaufmann (American (born Germany), Uelzen 1814–1896 New York)

Что в своей жизни вы действительно контролируете?
Контролируете ли вы болезни?
Решаете ли вы, когда попадете в аварию?
Можете ли вы остановить смерть своих близких?
Можете ли вы выбирать, в кого влюбляться и кто влюбляется в вас?
Можете ли вы гарантировать себе успех?

Насколько вы действительно контролируете то, что происходит в жизни?
Да, без сомнения, вы можете влиять на некоторые события различными способами. Но можете ли вы быть уверены, что все произойдет именно так, как хотите? Этот вопрос был главной заботой стоиков.

«Руководство» Эпиктета начинается довольно понятными словами, что зависит от нас, а что нет. То, что мы можем контролировать — это наши суждения, желания и стремления. Практически всё остальное, по мнению Эпиктета, в конечном счете, находится вне нашего контроля, включая наше собственное тело, материальные ценности, репутацию и успех.

Дальше он приходит к очень важному выводу. Поскольку мы контролируем в своей жизни очень мало, то значит, большая часть людей страдает не от самих событий, а от того, что они думают, будто контролируют то, что происходит, тогда как на самом деле это не так.

По мнению стоиков есть внутренние и внешние вещи.
Мы можем контролировать свой разум, но не мир вокруг нас.
Мы можем контролировать свои мысли, но не свое здоровье.

Эпиктет не говорит, что мы контролируем все внутреннее или все наши мысли. Вместо этого он утверждает, что мы контролируем только определенные функции ума. Он считает, что все, над чем мы действительно имеем контроль, — это наши суждения, а также вещи, которые вытекают из наших суждений.

Мы не имеем полного контроля над всем, что находится в нашем разуме; мы не выбираем ощущения и воспоминания, которые у нас есть, и мы не можем включать и выключать наши эмоции (мы вернемся к эмоциям в следующем видео).

Мы же полностью контролируем только наши суждения. То есть то, что мы думаем о вещах, которые с нами происходят.

Наши суждения имеют огромное значение, потому что они определяют, как мы поступаем. Как сказал Эпиктет, они управляют нашими желаниями и импульсами. Мы можем увидеть что-то и решить что оно хорошее. И это побуждает нас стремиться к нему. В зависимости от того, что это за вещь — карьера мечты или дорогой дом — это может быть долгое и трудное стремление. Обычно стремления выполняются с большими потерями и усилиями. А ведь весь процесс стремления начинается с простого суждения.

Итак, суждения являются основополагающими практически во всех сферах жизни человека. Мы же пренебрегаем ими на свой страх и риск. Мы часто решаем что-то настолько быстро, что хорошо, а что плохо, что потом сами удивляемся, как приняли такое решение. Важно помнить, что ничто внешнее не является хорошим по своей сути; все это просто материя в движении, просто событие или человек. Только добродетельный характер является по-настоящему хорошим. И если помните мысль из прошлого видео, только человек облекает что-то внешнего в понятие хорошего или плохого. Римский император Марк Аврелий часто размышлял о желанном, прежде чем вынести о нем суждение: как он писал в своем дневнике — изысканное блюдо – это всего лишь труп свиньи или рыбы. Точно так же дорогой гаджет или автомобиль С-класса — это всего лишь кусок металла и пластика. Какую бы ценность ни представляли эти вещи, мы приписываем им ценность своими суждениями. Эти вещи сами по себе не обладают ценностью.

Но действительно хорошая новость в том, что мы полностью контролируем свои суждения. Эпитет говорит, что, поразмыслив и потренировавшись, мы можем преодолеть привычку необдуманно оценивать. Только когда мы контролируем свои суждения, — мы начинаем контролировать свою жизнь. Только тогда можем решать, что для нас важно, чего мы хотим и как нам поступать. Наше счастье будет полностью под нашим контролем.

На первый взгляд может показаться, что в стоицизме мы вообще ничего не контролируем. На самом же деле, стоицизм учит тому, что мы контролируем только то, что действительно важно для нашего благополучия.

Можно спросить: а как же насчет всего остального? Всего, что занимает так много нашего внимания? Как насчет наших тел, имущества, репутации и успеха? Эпиктет утверждает, что даже если вы считаете эти вещи хорошими и хотите о них заботиться, то вы должны отдавать себе полный отчет, что, на самом деле вы их совершенно не контролируете. Если вы поставите свое счастье в зависимость от одной из этих вещей, возьмем например успех, то станете крайне уязвимы перед силами, которые не зависят от вас от вас. Будь то романтические отношения, карьерные амбиции, материальные ценности или внешность — если ваше ощущение счастья зависит от чего-то одного из этого, то вы фактически отдали все свое счастье на волю капризов чего-то или кого-то другого. Это не лучшее положение, в котором можно оказаться. Если вы думаете, что контролируете что-то из перечисленного, то разочарование и огорчение почти гарантированы.

Здесь стоит уточнить, что Эпиктет не предлагает нам отказаться от внешнего мира или отвернуться от него, стать монахами или вести аскетичный образ жизни. То, что мы не можем что-то контролировать, не означает, что мы должны игнорировать это что-то. Всё что нужно — выработать правильное отношение. Эпиктет в своем Руководстве предлагает думать о своей жизни так, как если бы вы были актером в пьесе. Помните знаменитое выражение “вся жизнь — театр, а люди в нем — актёры?” Вы не выбирали свою роль, не решаете, что произойдет, и не контролируете, как долго всё будет продолжаться. Вместо того чтобы бороться со всем происходящим на сцене, то есть делать то, что вне ваших сил, ваша задача — играть роль, в которой вы оказались, как можно лучше.

Здесь нужно уточнение. В жизни так или иначе мы принимаем на себя ряд ролей. Некоторые из них мы, конечно, можем изменить, если захотим — никто не говорит, что обязательно застревать на плохой работе или в несчастливых отношениях. Но есть и другие роли с которыми мы ничего не можем поделать. Никто из нас не выбирал свою национальность, пол, возраст, цвет кожи или сексуальную ориентацию, но все эти роли оказывают огромнейшее влияние на то, как мы живем.

Важно также помнить, что, хотя мы контролируем свои действия, мы не можем контролировать их результаты. Не всегда всё складывается так, как мы надеялись или нам хотелось. Часто это происходит потому, что мы не поступили лучшим образом, или поступок связан с факторами, не зависящими от нас. Вспомните, как часто вы действовали из лучших побуждений, а человек понимал вас совершенно по-другому? Стоики приводили аналогию со стрельбой из лука: даже опытный лучник иногда промахивается мимо цели, потому что ветер может сбить его стрелу с курса. И лучник абсолютно ничего не может с этим поделать. То же самое относится и к медицине: какими бы хорошими ни были врачи, иногда факторы, не зависящие от них, приводят к тому, что они не могут спасти пациента. Стоики считают, что вся жизнь подобна всему этому. Мы можем стремиться поступить как можно лучше, но никогда не можем полностью контролировать результат. Если мы связываем свое счастье с достижением результата, то есть когда наше счастье зависит от того, попадем ли мы в цель, мы рискуем часто разочаровываться, но если мы поставим своей целью просто сделать все, что в наших силах, то есть постараться как можно лучше запустить стрелу, тогда ничто не сможет помешать нам быть счастливыми.

Когда речь идет о событиях во внешнем мире, включая результаты наших собственных действий, все, что мы можем сделать, — это плыть по течению. Принять происходящее и работать с тем, что есть. На протяжении многих страниц своих “Размышлений” Марк Аврелий неоднократно напоминает себе, что природа находится в непрерывном процессе изменения, ничто не стабильно, и он ничего не может с этим поделать. Все, что мы можем сделать, — это принять то, что происходит, что нам не подвластно, и направить свои усилия на то, что подвластно.

Эпиктет же настаивает, что мы просто обязаны сосредоточить свое внимание на том, что мы можем контролировать и забыть, что не можем. Он говорит, чтобы мы изо всех сил направили свое внимание на свои суждения, которые, в свою очередь, улучшат ваш характер, а это единственное, что позволит нам достичь того, что Зенон называл “плавным течением жизни”. Нужно быть внимательным, ведь если мы хоть на мгновение перестанем обращать внимание на свои суждения, то снова вернемся к тому, чтоб будем пытаться контролировать неподконтрольное. Эпиктет проводит аналогию с моряком, плывущим на корабле:

Моряку гораздо легче разбить свой корабль, чем сохранить его в безопасном; достаточно направить его немного против ветра, и катастрофа наступит мгновенно. Нам же делать ничего не нужно: как только мы потеряем внимание, наше спокойствие будет уничтожено.

Чтобы контролировать внимание, Марк Аврелий пишет, что утром стоит напоминать себе с какими проблемами он может столкнуться и каких людей может встретить, чтобы лучше справиться с ними. Аналогичным образом Сенека описывает процесс вечерних размышлений, во время которых он анализирует свой день, размышляя о том, что он сделал хорошо, где его внимание ускользнуло, и что он может сделать лучше завтра.

То есть вполне серьезно, нужно понимать, что мы должны держать наши философские принципы всегда на готовности, чтобы не скатиться к ошибочным суждениям. Это и есть ежедневная практика философии.

Завершая, хочу дать практические 5 шагов, чтобы вы могли применить стоицизм к ежедневным заботам.

Мы уже разобрались, что некоторые вещи находятся под нашим контролем, в то время как другие нам не подвластны. Под нашим контролем находятся суждения (то, как мы определяем вещи), намерения (добровольный импульс к действию), желания (получить что-то), отвращение (желание избежать чего-то), словом, все, что мы делаем сами; не под нашим контролем находятся наше тело, наше имущество, репутация, положение в обществе, словом, все, что мы делаем не сами.

Когда возникает какая-то ситуация, можете применить следующие вопросы.

  1. Какова ситуация? Опишите ее.
  2. Насколько вы контролируете ситуацию в целом (0-100%)? Оцените.
  3. Почему это не 100%? Над какими аспектами ситуации вы не имеете прямого контроля?
  4. Почему не 0%? Какие аспекты ситуации вы можете контролировать напрямую?
  5. Что произойдет, если вы приложите сознательные усилия, чтобы принять более стоическое отношение к этой ситуации, смирившись с тем, что вы не можете ее полностью контролировать, и взяв на себя полную ответственность за то, что находится под вашим контролем?

Практика стоицизма означает принятие того, что вещи, находящиеся вне вашего контроля, находятся вне вашего контроля. Получается тавтология, но то ведь факт. Практика стоицизма означает принятие полной ответственности за те вещи, которые находятся под вашим контролем, и рассматривать их как то, что в конечном итоге является самым важным в любой ситуации.

Для стоиков только наши собственные действия в конечном итоге “зависят от нас” или находятся под нашим прямым контролем. Это правда, что мы можем влиять на внешние события, и мы обычно считаем это само собой разумеющимся. Однако мы делаем это только посредством добровольных действий, результат которых всегда может быть нарушен факторами, находящимися вне нашего прямого контроля.

#Стоицизм