Блог Егора

Что стоицизм говорит о суициде

Идеологии, философии, религии запрещают суицид. Это табу. Они пугают людей ужасными муками загробной жизни, которые ждут тех, кто покончит с собой. Но стоики смотрят на ситуацию немного иначе — он не считают важным как человек умирает, намного важнее какую жизнь он прожил.

Memento Mori

Думая о смерти, мы испытываем страх. Скорее это не физический страх, а страх неизвестного, что будет после. Чтобы как-то облегчить этот страх, стоики учились постоянно напоминать себе, что мы умрем. Memento Mori. Помни, что ты умрешь. Напоминая себе об этом, невольно начинаешь задаваться вопросами «а что если завтра умру? буду ли я доволен проведенной жизнью?»

Мы не знаем, когда умрем. Так что почему бы не жить так, что сегодня последний день? Делать что-то, за что бы гордился, или то, за что бы не стыдился и не сожалел, что сделал? С такой точки зрения, мы можем подготовиться к смерти, даже если она будет мучительная и долгая, какой для многих она является.

Суицид в стоицизме — это совершенно не табу, если вы прожили хорошую жизнь. Однако, если жизнь только началась, стоики бы убеждали вас продолжать жить и посмотреть, что получится.

Незаконченные дела

Стоицизм утверждает, что у каждого есть цель в жизни и нам нужно сконцентрироваться, чтобы ее выполнять. Но что происходит, если смерть наступает раньше?

Ответ довольно простой. Все зависит от цели. Ведь наша цель не заработать миллионы, не получить работу мечты и даже не увидеть весь мир (хоть это и приятно). Спросите себя: Вы прожили хорошую жизнь? Сделали ли вы чью-то жизнь приятнее, просто находясь рядом с этим человеком? Повлияли ли вы на жизнь хотя бы одного человека? Если ответ да, тогда вы завершили свою цель.

Лучший способ прожить хорошоую жизнь — быть добрым и открытым к людям. Сделайте так, чтобы ваши близкие постоянно знали о ваших чувствах, так что будет перед смертью сожалений и недосказанностей. У нас не может быть незавершенных дел просто по той причине, что мы не знаем даты своей смерти. Мы не знаем, когда сможем получить повышение или написать книгу. Все что у нас остается — это сконцентрироваться на своей цели — прожить жизнь достойно.

Вот почему, с точки зрения стоицизма, нет ничего стыдного или плохого в суициде, если человек прожил достойную жизнь. Смерть будет достойной по природе того, какую жизнь прожил человек. А никак не наоборот.

Письмо 77

В 77 письме Луцилию, Сенека поднимает вопрос суицида, проводя параллель между жизнью и путешествием:

Нельзя считать путешествие совершенным, если ты остановился на полпути и не доехал до места; а жизнь не бывает несовершенной, если прожита честно. Где бы ты ни прервал ее, она вся позади, лишь бы хорошо ее прервать. А прерывать ее часто приходится и не по столь уж важным причинам, так как и то, что нас держит, не так уж важно.

Сенека ясно говорит, что если человек выполнил свою цель, то может уходить со сцены. Ведь цель — не точка в пространстве, а само путешествие. Так что не важно, как человек умрет, важно, какую жизнь он живет.

Стоит отметить, что стоики никогда бы не побуждали человека к суициду, но они так же никогда бы не унижали его выбор и тем более не унижали его жизнь.

#Стоицизм