Что такое «предпочтительное» и «непредпочтительное» безразличное?
Стоики верят, что вещи, события, люди и вообще все в мире само по себе не имеет никакой внутренней ценности и только наши чувства наделяют всё различными качествами. Эти качества могут быть хорошими (добродетельными) или плохими (порочными). А когда качество чего-то ни хорошее, ни плохое, то его называют безразличным.
Термины «предпочтительное безразличное» и “непредпочтительное безразличное» — переводы с греческого προηγμένα/proêgmena и ἀπροηγμένα/aproêgmena, кажутся внутренне противоречивыми. Но нужно разобраться, что стоики выделяли три различных значения слова «ценность».
- В одном смысле что-то имеет ценность, если его присутствие может улучшить (или его отсутствие ухудшить) качество жизни человека (то есть это «что-то» — действительно хорошее или плохое);
- во-втором смысле ценность — это справедливая цена, которую информированный покупатель заплатит за что-то на рынке;
- и в-третьих, ценность — это то, что мудрый человек может использовать для выбора между действиями.
Предпочитаемые и непредпочитаемые безразличные предпочтительны и непредпочтительны именно в третьем смысле, в то время как безразличны в первом. Предпочитаемые и непредпочитаемые безразличные часто вызывают инстинктивную реакцию желания или отвращения, но, по мнению стоиков, мудрый человек согласится с впечатлением (то есть рационально одобрит это желание или отвращение) только в том случае, если причина впечатления ценна в первом смысле, а не если она ценна только в третьем. Так, например, мудрый человек должен выбирать здоровую пищу (потому что здоровье является предпочтительным безразличным), но не считать, что здоровье имеет какое-либо значение для его или ее качества жизни, или рационально одобрять любое инстинктивное стремление к здоровью или отвращение к болезни. Обратите внимание, что стоики также не советовали подавлять инстинктивное желание или отвращение; они только советовали, чтобы рациональный разум не участвовал в желании или отвращении.
Предпочтительное безразличие аналогично победе в игре для спортсмена, который придерживается позиции «дело не в победе, а в участии». Позицию стоика можно считать аналогичной позиции беспристрастного зрителя на спортивном мероприятии, того, кто хочет, чтобы все игроки делали всё возможное для победы (соблюдая правила и действовали в рамках хорошего спортивного мастерства). Такой зритель хотел бы, чтобы игрок А стремился к победе, но ему было бы безразлично, действительно ли игрок А выиграет, или игрок Б. Стоик пытается применить это отношение ко всему в жизни, стремясь достичь предпочтительных безразличных, а не непредпочтительных, но в конечном счете он безразличен к тому, действительно ли сможет этого достигнуть.
Стоики считали, что правильное использование предпочтительных и непредпочтительных безразличных аналогично тому, как марафонец использует трассу или финишную черту, или бейсболист — мяч, базы и биту. Марафонец стремится к финишу, но настоящая цель не в том. Финиш — это не то, почему люди бегут на марафон (есть более простые способы туда добраться). Точно так же события во внешнем мире – предпочитаемые и непредпочитаемые безразличные – это не то, к чему стремится мудрец-стоик, хотя они действительно помогают в достижении определенных целей во внешнем мире, точно так же, как марафонец бежит к финишу.
Выражаясь терминологически, стоик будет стремиться выполнять καθήκοντα (катеконта), «подходящие» или «соответствующие» действия или (в переводе с латыни) «обязанности». Является ли действие целесообразным, зависит от того, разумно ли оно для достижения большего по сравнению с менее предпочтительными безразличным. Разумный курс действий не гарантирует какого-либо определенного результата. Людям, которые ведут себя неразумно, иногда везёт, в то время как разумные стратегии часто терпят неудачу. Однако для стоика важен сам поступок, а не его последствия. Правильный поступок, который на самом деле оказывается непредпочтительным безразличным, не хуже, чем тот, который приводит к предпочтительному, хотя изначально так не подразумевалось. Следовательно, фактический результат действительно безразличен. Обратите внимание, что катеконта необязательно добродетельна; она может быть сделана с плохой причиной и намерением, даже если само действие предпочительное безразличное.
Стоики считали, что первоначальным предпочтительным безразличным как для людей, так и для животных есть самосохранение. Однако по мере взросления люди подвергаются процессу, называемому ойкейозом (Oikeiôsis — присвоение, ориентация, ознакомление, близость, принадлежность), в котором общее благополучие человечества в целом становится главным предпочтительным безразличным, опережающим даже самосохранение. В то время как одни безразличные считались предпочтительными ради них самих, другие считались предпочтительными, потому что они, как правило, были полезны. Примерами вторичных предпочтительных безразличных являются богатство и статус. Некоторые безразличные, такие как сила и способности, считались предпочтительными как ради самих себя, так и из-за их полезности обществу.
Удовольствие, например, прямо перечислялось среди безразличного, которые не являются ни предпочтительными, ни непредпочтительным.
Более детальное и практическое объяснение роли внешних факторов в стоицизме можно найти в Дискурсах Эпиктета 2.5 и 3.15-16., Цицерон «De Finibus Bonorum et Malorum (О концах добра и зла)».