Что такое стоицизм, рассматриваемый как философия жизни в наше время?
Стоицизм — это философия жизни, практическое руководство, которое учит применять мудрость в повседневной жизни, чтобы жить как процветающее рациональное существо, которое имеет превосходство в суждениях и реализованное счастье. Это все то же, что крепкая здоровая физическая форма для тела. Стоики считают, что точно так же, как физическая боль вызвана болезнью и повреждением тела, человеческие страдания вызваны (по крайней мере частично и, согласно ортодоксальному стоицизму, полностью) ошибочными суждениями и неправильными убеждениями, особенно о том, что хорошо и плохо. Полностью исправить эти суждения — трудная задача, возможно, фактически невозможная, но изучение стоицизма, его практика и упражнения направлены, по крайней мере, на улучшение жизни, а не отстранение от нее.
Детали стоических верований и практик значительно варьировались с течением времени и в зависимости от человека, но есть некоторые общие, фундаментальные элементы. В классические (древнегреческие и римские) времена, стоицизм прошел свои ранний, средний и поздний периоды, каждый из которых имел отличительные черты. Начиная с Эпохи Просвещения, были философы, в достаточной степени подверженные влиянию классических стоиков (Лоуренс Беккер), либо те, кто были известны, как ученые, изучающие стоицизм (Энтони Эшли Купер).
Центральные темы философии, обозначенные как «стоические», включают следующее:
- Добродетель (совершенство характера или нравственная красота) — единственное благо; а отклонения от добродетели (порок) – единственное зло.
- Есть то, что зависит от нас, является следствием только нашего характера; все остальное не зависит от нас и не зависит от нашего характера. Вещи, на которые мы, по-видимому, только влияем, могут и должны быть разделены на факторы, которые полностью зависят от нас и полностью независимы от нас. Добродетель в переводах греческой философии может быть либо переводом ἀρετή/arete, буквально «превосходство», или (в контексте) превосходство характера; или может относиться к тому, чтобы быть κάλος/kalos, буквально «красивым», или (в контексте) морально красивым. Стоики считали, что это одно и то же.
- Внешние события не являются чертами нашего характера и поэтому не могут быть ни хорошими, ни плохими.
- Есть четыре основные добродетели (свойства характера): мудрость, справедливость, смелость и самообладание. Эти добродетели широко изучены и описаны, и многие другие добродетели рассматриваются как подкатегории этих четырех.
- Нас беспокоят не события, а то, что мы о них думаем.
- Добродетель необходима и достаточна для эвдемонии (расцвета человека, или счастья в жизни).
- Страсти (πάθος/патологические эмоции) — это эмоции, вызванные или подкрепленные верой в то, что что-то не зависящее от нас является либо хорошим, либо плохим; они являются симптомами ошибочных представлений о хорошем и плохом.
- Чувства, эмоции, не сопровождаемые такой верой, могут быть приятными или неприятными, но не делают жизнь человека хорошей или плохой и не мешают ему действовать в соответствии со здравым суждением.
- У безупречного характера (мудреца) есть чувства, но нет страстей.
- Добродетель состоит в том, чтобы действовать в соответствии с природой.
- По мере того как социальные существа (такие, как люди) взрослеют, их естественные импульсы расширяются от помощи самим себе до их семей, городов, наций, сообщества всех разумных существ и самой вселенной.
- Естественное побуждение разумного существа (например, человека) — верить в то, что истинно, и не верить в то, что ложно.
Есть ряд стоических упражнений, направленных на развитие ареты (превосходства характера), обучая стоика не судить о внешнем мире ни хорошо, ни плохо. Эти инструкции упоминаются, но не очень хорошо описаны в классической литературе, и поэтому мы должны полагаться на обоснованные догадки и реконструкции. То, что сохранилось, оказало влияние на развитие современных методов психотерапии, особенно когнитивно-поведенческой терапии.