Блог Єгора

Человек, общество, мир, ИИ.

Gemini_Generated_Image_6swj9j6swj9j6swj

Настроение погрузиться в темную пучину неопределенности человеческого будущего. Но не человечества в целом, а одного конкретного человека. Того, кто, как ему кажется, обладает своей уникальной идентичностью.

Хотелось бы верить, что эта идентичность — моя и принадлежит только мне.

Но стоит присмотреться, и эта уверенность тает. Я замечаю, что моя идентичность меняется в зависимости от страны, в которой нахожусь. Она впитывает что-то из коллективного «мы» — идентичности народа, частью которого я себя ощущаю. Она неразрывно связана с языком, на котором я думаю и говорю; сам этот язык уже диктует определенный способ смотреть на мир.

Что еще влияет на нее? Ценности моей семьи, впитанные в детстве. Культурный код, усвоенный безсознательно. Профессиональная среда, книги, которые я прочел, и музыка, которую слушал, фильмы, которые смотрел. Даже негласные правила социальных кругов, в которых я вращаюсь. Все это — внешние влияния, которые я пропускаю через себя.

Поднимемся на уровень выше и столкнемся с проблемой идентичности в мире постглобализации и постправды. Это мир, который можно назвать постглобальным хаосом. Он фрагментируется на враждующие макрорегионы, где нет единого центра силы.

Это мир постправды. Объективная реальность больше не имеет решающего значения; она утонула в потоке эмоционально заряженных фейков и идеологических «пузырей». Доверие к институтам, медиа и науке почти уничтожено.

Повернемся в другую сторону — и увидим распад субъекта в мире пост-приватности. Информация о человеке и его внимание стали новой нефтью. Доверие личных данных компаниям и государству стало нормой.

Великолепный постмодерн дошел до точки иронии. Искусство живет внутри растворенной цифровой реальности. Неважно, каково само искусство, важен лишь его цифровой образ и то, как он распространяется в сети. Даже материальные объекты искусства часто создаются с изначальным расчетом на то, как они будут выглядеть на экране.

Сложно найти новую искренность, любовь и доверие в мире, который наглядно доказал, что все может быть истолковано как наивное или циничное.

Все это не только негатив. Из этих влияний человек берет что-то для себя и выстраивает свою идентичность. Часто не осознавая. Практически всегда не осознавая, да что уж там. Мы, сейчас, считаем себя осознанными и стремимся понимать, из чего состоит наша идентичность. Ковыряемся в этой солянке, отбираем подходящее. Иногда даже гордимся тем, что получается в результате. Это моя идентичность, значит, это — я.

Подытоживая, я могу сказать, что такой «я», каким я себя сейчас знаю, — моя идентичность — это что-то среднее между моими родителями, моим образованием, странами, где я рос и жил, людьми, с которыми дружил и работал, книгами, которые прочитал, онлайн-сообществами, в которых был и есть, и ситуациями, с которыми столкнулся.

И это важно в контексте следующей мысли.

Ведь последнее слово в заголовке — ИИ.

Как тренируют ИИ? Или, как будет правильнее, LLM — Large Language Model. Если упростить, их «кормят» гигантскими объемами данных. Это почти весь интернет, созданный человеком: миллиарды текстов, статьи, книги, диалоги, научные работы, комментарии на форумах. Модель учится видеть паттерны, распознавать контекст и предсказывать следующее наиболее вероятное слово, основываясь на колоссальной сумме всего, что мы когда-либо написали.

ИИ — это статистическое зеркало наших коллективных знаний, наших предубеждений, страхов, гениальности и жестокости.

Все это очень похоже на то, как «натренирована» моя идентичность.

Я «натренирован» на других. На том мире, который меня окружал. Это сделало меня таким, какой я есть.

И каждый человек точно так же «натренирован» на своем срезе мира.

И, признаться, становится немного страшно от мысли, что теперь ИИ учится подстраиваться под миллионы этих отдельных, часто противоречащих друг другу, срезов.

Люди, создающие ИИ, — такие же «натренированные» на мире продукты, как и модели, которые они создают.

И если честно, понимая, насколько поломан и фрагментирован наш мир, у меня есть только название для ИИ и в первую очередь для натренированного меня.

Франкенштейн.

Так что добро пожаловать в постгуманизм. В эпоху, где само понятие «человек» ставится под вопрос развитием технологий, и не в последнюю очередь — ИИ.

Франкенштейн, натренированный на Франкенштейнах, тренирующий Франкенштейна 2.0.

Линия замыкается сама на себе, создавая круг. Рождается Уроборос.


Картинка в обход правилам сгенерирована с 4-й попытки с помощью Гемини.

#Будущее #Идентичность #Искуственный интелект #Философия #Человек