Должен ли я верить в стоицизм или посвятить ему свою жизнь?
Хотя исторические источники иногда подчеркивают важность посвящения своей жизни философии, на практике многие находят пользу в том, чтобы просто читать стоические тексты как вдохновляющий материал, особенно «Размышления» Марка Аврелия и «Энхиридеон» Эпиктета. В любом случае очень легко неверно истолковывать философские тексты без дальнейшего изучения. Но на самом деле даже это может быть полезно, ведь читатель может найти в тексте смысл, который поможет в жизни.
Ни один современный человек не верит в ортодоксальный классический стоицизм в целом так, как можно было бы верить в религию. Даже на пике своего расцвета разные отдельные стоики чувствовали себя свободными расходиться во взглядах и суждениях о стоицизме со своими предшественниками и современниками. Современная доступность информации приводят к еще большему разнообразию мнений. Добавьте к этому, что большая часть содержания философии была утрачена в веках, и многое из того, что сохранилось, требует обновления, чтобы приспособиться к современной науке.
Когда-то это была живая школа, ее преподавали лично из поколения в поколение. Она активно менялась на протяжении сотен лет от Древней Греции до императорского Рима. История стоицизма похожа на дом, построенный много поколений назад, а затем сгоревший и оставленный гнить в течение сотни лет. То, что у нас осталось, — это камни, а также случайные истории о людях, которые в нем жили, и фотографии с людьми в устаревших шляпах.
Все, что мы можем — делать предположения о том, как люди на самом деле жили в этом доме. Современный стоик может попытаться реконструировать его как музейный экспонат, стараясь быть максимально точным в каждой детали, но я сомневаюсь, что современный человек захочет в нем жить. С другой стороны, можно попытаться отремонтировать его с помощью современных материалов и техник, но стараясь сохранить верность характеру оригинала. Наконец, можно изучить его, пытаясь найти его сильные стороны, и построить что-то новое, используя идеи в качестве вдохновения.
Многие, начиная с эпохи Возрождения, находили последний подход ценным и следовали ему.