Блог Егора

Экзистенциальный кризис: как жить в бессмысленном мире

Какой во всем смысл?
Есть ли у меня цель?
Жизнь бессмысленна?

Такие вопросы – распространенное явление. Обычно под ними скрывается страх, тревога, чувство потерянности и одиночества. Некоторые бегут от этих вопросов, выстраивая свою жизнь так, чтобы не столкнуться с ними. Не остаются наедине достаточно долго, чтобы не поддаться размышлениям и не спросить себя: «Какой во всем смысл?»

Я хотел бы, чтобы как можно больше людей наоборот сталкивались с этим вопросами, копались в них, и находили свои уникальные ответы. Я уверен, что как ни старайся избежать вопросов о смысле жизни – период, когда нужно найти свои ответы, приходит в жизнь каждого. Некоторые справляются быстро, а некоторым становится тяжело и они погружаются в экзистенциальный кризис.

Справка
Вопросы о смысле обычно принято называть «экзистенциальными». Существует целое направление философии – экзистенциализм, основная тема которого – изучать вопросы бытия человека. Это слово произошло от латинского existentia – существование, так что довольно удачное.

Что такое экзистенциальный кризис (определение)

Экзистенциальный кризис возникает, когда человек решает, что его жизнь не имеет смысла и значения. Обычно это решение приходит с тяжелыми жизненными обстоятельствами и приобретает форму экзистенциального страха, экзистенциальной тревоги или экзистенциальной депрессии. Чувство бессилия, беспомощности и ненадежности тесно связаны с экзистенциальным кризисом.

Дело в том, что с самого детства нам говорили, что делать и давали четкие правила существования. Родители помогали научиться жить и понимать, что происходит вокруг. Учителя помогали разобраться в мире вокруг и сделали образованными. Правительство установило свод законов, как жить в обществе. Работодатель установил порядки и уровень требований, чтобы мы были полезными ему и получали плату. И, напоследок, возможно мы иногда молимся Богу, чтобы он «указал, как быть».

Во всех этих ситуациях был кто-то, кто говорил, что делать. Мы зависели от других. И мы были в безопасности.

Но потом пришло осознание, что

Я могу делать что угодно и это не имеет никакого значения. Что бы я ни сделал – все слишком незначительно и недолговечно. Все напрасно. Все абсурдно. Мир – в полном беспорядке. Мое наследие не имеет значения. Все умрут. Вселенная умрет.

Такое осознание дарит невероятное чувство свободы. Мы можем делать что угодно! Но эта свобода пугающая. Никто не смотрит за тем, что мы делаем. Ни у кого нет ответа, что правильно. Никто не спросит, почему мы делаем это, а не другое.

Со всем этим мы чувствуем бессилие, безнадежность, небезопасность, потому что мир чертовски хаотичный, неопределенный и непостоянный. Я могу умереть от какого-то стечения обстоятельств, а мир просто продолжит жить, как и раньше. Жизнь конкретно каждого человека становится бессмысленной и все кажется бесцельным.

Это и есть экзистенциальный кризис.

Экзистенциальная дилемма (через призму философии экзистенциализма)

Мы нашли ответы на все вопросы, кромое одного. Мы так и не узнали, как жить. – Жан-Поль Сартр

Греческие философы, Платон и Аристотель, первыми разработали концепцию, что все существующее имеет смысл и цель. Они верили, что цель жизни каждого человека известна до его рождения, так что наша задача – отыскать ее и жить соответственно.

Затем, в середине 20-го века, Жан-Поль Сартр сделал резкий поворот в ходе размышлений о смысле. Он спросил: «Что если мы рождаемся без какой-либо особенной и скрытой цели, а потом, если захотим, мы можем найти что-то, чтобы описать смысл конкретно своей жизни?». Это, собственно, и есть главная концепция философии экзистенциализма.

Мы выдумываем ценности. Априори жизнь не имеет смысла. Это мы создаем ей смысл. – Жан-Поль Сартр

В экзистенциализме нет никаких правил, которым мы должны подчиняться, нет цели, которой нужно следовать, нет авторитетов, перед которыми нужно отвечать. Каждый человек сам решает, как жить и какой смысл давать своей жизни.

Лучшее, что мы можем сделать – это жить в соответствии со смыслом, который сами себе придумали. Чтобы объяснить эту мысль, он приводил пример экзистенциальной дилеммы своего студента:

Накануне войны к нему приходит молодой человек и говорит: «Я знаю, что вы не даете советов, но я в трудной ситуации и нуждаюсь в помощи. Я не знаю, как сделать выбор. Я сочувствую своей Родине, я понимаю, что идет война, я хочу быть солдатом и воевать. С другой стороны, я – единственная надежда и опора своей матери, моя мать без меня зачахнет. Как мне в этой ситуации быть?»

Похоже, что этот парень испытывал чувство долга перед страной и матерью, но он мог исполнить долг только перед одним. Более того, если бы он пошел на войну, он был бы лишь крошечной частью огромной войны. Его вклад, скорее всего, был бы малозаметным, он внес бы едва различимый вклад в войну, которая затронет миллионы людей по всему миру. Но если он останется с матерью, то внесет огромный вклад в жизнь только одного человека, но самого дорогого для него. К тому же, скорее всего, он чувствовал долг не только перед страной, но и перед матерью, стремясь защитить ее.

Итак, какой здесь правильный ответ?

А правильного ответа нет. Сартр отвечает ему:

«Я ничего не знаю о твоих чувствах, их еще просто нет. Они проявятся, обретут силу только в том поведении, которое ты выберешь, в той роли, которую ты сыграешь. Если ты пойдешь воевать, то твоим чувством будет твоя любовь к Родине; тогда твоей любви к матери не станет, ты можешь о ней не говорить, ее нет. Если ты выберешь остаться, то станет реальностью твоя любовь к матери, но не будет второго. Ты не можешь опираться на чувства, когда ты еще не сделал ничего, ты еще не сыграл свою роль».

Его и только его выбор может определить правильный ответ. Этот ответ определит ценности его жизни.

Многие люди испытывают подобные дилеммы.

Рожать ли детей? Уйти с работы и начать что-то свое, рискуя благосостоянием семьи? Развиваться в том, что нравится или в том, что предписывает семья?

И еще одна мысль. Если нет социального предопределения и никакого божьего плана, если мое существование начинается раньше, чем я осознаю кто я, а понять «зачем» я могу никогда не узнать, то я сейчас есть только то, что я сам сделал. Я то, за что я несу ответственность. С позиции экзистенциализма, ответственность некуда свалить и некому отдать. Мы обречены на полную свободу, это данность. Ни сзади, ни впереди нет ничего, на что можно опереться или перед чем можно было бы извиниться, получить прощение, любовь, опору. Похоже, что мы вынуждены быть ответственными – ее просто никто от нас не возьмет.

Как пройти через экзистенциальный кризис или аналогия решения

Представьте, что мы живем в мире, где каждому человеку предлагают выбрать между двумя очками виртуальной реальности, которые изменяют восприятие мира. Первые очки показывают все в прекрасном свете, вторые – в мрачном. Очки показывают один и тот же мир, с разницей лишь в том, как.

Например, если вы посмотрите ночью на небо в первых очках, то увидите чистое небо, наполненное северным сиянием и звездами. Вторые очки покажут надвигающийся темный шторм.

Какие очки вы выберете?

Ответ очевиден. Скорее всего вы выберете очки, которые создают более приятный мир, даже если искажают реальность.

А теперь, прочитайте этот эксперимент еще раз, только вставляя слово «мозг» вместо «очки виртуальной реальности».

Именно это делает с нами наш мозг. Всегда есть слой нашего восприятия, который накладывается на реальность. Мы можем научиться смотреть на мир и видеть больше красоты или же наоборот, больше негатива.

Экзистенциальный кризис всегда рождается в момент, когда линза восприятия меняет ваше восприятие мира.

Мы люди и мы всегда ищем ответы. Мы хотим знать абсолютно все. Мы не можем смириться с фактом, что мы не можем знать все. Нам недостаточно простого осознания, что мы живем. Наш мозг хочет знать ЗАЧЕМ. Не просто мы хотим найти этот ответ, наш мозг (очки виртуальной реальности) требует этого знания. И в редких моментах у нас хватает сил сказать мозгу придержать коней и скромно объяснить ему, что мы действительно не знаем.

Когда мы признаем, что не знаем и не можем найти смысл, открывается дверь возможностей. Например, возможность попробовать разные очки.

Разные очки – это возможность, сила, и свобода выбрать свою реальность. Взять ответственность, а не избегать ее. Создать свои ценности, принципы, правила и жить по ним. Мы – не то что с нами происходит. Мы можем изменять обстоятельства и восприятие, чтобы создать новую реальность для самих себя.

И делаем мы это не потому, что думаем, что в этом есть какой-то смысл, а в конце ждет награда. Скорее, мы стремимся так жить потому, что такая жизнь сама по себе награда.

Кого волнует, что произойдет после смерти? Кого волнует, есть ли какая-то высшая сила, которая наблюдает за нами? Кого волнует, есть ли свобода воли или нет? Скорее всего, мы никогда не найдем ответов на эти вопросы. Так зачем вообще стремится ответить на то, что находится вне наших способностей? Мы можем думать о них и создавать прекрасные произведения искусства. Но требовать знать ответы или делать выводы – пустая трата времени и сил.

Нам не нужны ответы на всё.

Когда я был христианином, то часто разговаривал с «неверующими» людьми о том, что же является смыслом жизни для них, если не бог? Обычно это заканчивалось моим длинным монологом, полным тайн, магий, и драмы. Сейчас же я отвечаю с насмешливым лицом: «В чем смысл этого вопроса? Ни у кого все равно нет ответа».

В этом и дело. Когда у нас нет ответов, мы свободны использовать силу человеческого творчества и воображения, чтобы придумать ответ! Есть и недостаток. Свобода придумывать приводит к догматическим религиям и мошенническим претензиям на правду. Но в этом недостатке есть и красота. Нам нужно и зло, и добро. И инь, и ян.

Без злодея, нет героя. Без героя, нет историй. А истории – это то, благодаря чему мы выжили как вид (ну или как мне приятно думать).

Простые ответы на сложные экзистенциальные вопросы

Экзистенциальные вопросы возникают в мыслях, что жизнь не имеет смысла и все бессмысленно. От таких вопросов мы испытываем страх и бессилие.

Экзистенциальный кризис – это нормально?

Да. Экзистенциальный кризис очень распространен. Люди страдают от депрессий и хронической тревоги больше, чем когда-либо прежде, и одной из причин этого является экзистенциальный кризис.

Что вызывает экзистенциальный кризис?

В большинстве случаев экзистенциальный кризис возникает, когда человек переживает травму, потерю, событие, которое изменит его жизнь, сильный страх, беспомощность или после употребления наркотиков.

Есть ли смысл жизни?

Я не знаю. Я потратил на его поиски много лет и сейчас могу смело сказать, что у моей жизни нет никакого смысла. Если вдруг вы себе найдете, порадуйтесь.

Жизнь полна реальных проблем и только мы можем их решить. Мы можем потратить жизнь, чтобы решать бесполезные вопросы, у которых нет ответа, или сконцентрироваться на том, что мы решить реально можем. Какие проблемы вы решаете?

Когда вы боретесь за то, что имеет смысл, вы чувствуете себя наполненным. Вы делаете мир лучше. Вы начинаете жить.

Примите пустоту и наберитесь смелости, чтобы жить. – Дэн Ховел

#Смысл #Стоицизм #Философия #Экзистенциализм