Блог Егора

Гнев и стоицизм

plaster-cast-of-the-central-part-of-east-lintel-of-prasat-krahom-depicting-vishnu-narasimha-300x300

Гипсовый слепок Вишну Нарасимхи

Держите эту мысль под рукой, когда почувствуете приступ ярости—не по-мужски быть в ярости. Скорее, мягкость и вежливость более человечны и потому более мужественны. Настоящий мужчина не поддается гневу и недовольству, и у такого человека есть сила, мужество и выносливость—в отличие от сердитых и жалующихся. Чем ближе человек приближается к спокойному уму, тем ближе он к силе.

Марк Аврелий

Может произойти что угодно. Кто-то может быть грубым, может поломаться машина, коллега может испортить проект. Вполне естественно разозлиться. Кажется, что у вас есть на это все основания.

Но просто потому что это естественно, не значит, что это стоит делать. Вспомните наблюдение Марка Аврелия: «насколько вреднее последствия гнева… чем обстоятельства, которые вызвали его». Прокричавшись, может вы почувствуете себя лучше на минуту, но поможет ли это решить проблему? Конечно нет. Ссориться и спорить с грубым человеком только дает ему право быть грубым. Волноваться из-за проблем с автомобилем, не починит ее, а просто поднимет ваше кровяное давление. Наехать на сотрудника, который все испортил? Теперь он либо обидится, либо, снова облажаются в будущем, потому что нервничает и боится, но не попросит о помощи.

Сенека написал в своем эссе в третьей книге диалогов «О гневе»:

«Итак, самое лучшее — лечить себя сразу, как только вы почувствовали приближение болезни; затем — давать как можно меньше воли собственному своему языку и сдерживать свои порывы. Обнаружить в себе чувство нетрудно, даже когда оно только еще зарождается: болезням предшествуют определенные признаки. Мы заранее узнаем о приближении грозы или ливня, и точно так же есть свои провозвестники у гнева, любви и прочих бурь, терзающих наши души. Страдающие падучей болезнью заранее знают, что близится припадок: холодеют конечности, теряется четкость зрения, подергиваются мышцы, изменяет память, кружится голова; в этих случаях они прибегают к обычным средствам, чтобы предотвратить припадок в самом начале: стараются не потерять сознания с помощью резкого запаха или вкуса, борются против холода и окоченения с помощью согревающих повязок; наконец, если лечение не помогает, уходят из людных мест, чтобы упасть там, где их никто не увидит. Полезно знать свою болезнь, чтобы расправляться с ней до того, как она войдет в полную силу. Давайте посмотрим, что нас больше всего раздражает. Одного больше волнует оскорбление словом, другого — делом; один требует уважения к своей родовитости, другой — к своей красоте; один желает слыть самым изящным, другой — самым ученым; один не выносит высокомерия, другой — упрямства; один считает ниже своего достоинства гневаться на рабов, другой лютует дома, а за порогом — сама обходительность; один, когда его беспокоят по делу, видит в этом злобное желание навредить, другой, когда его не беспокоят по делу, видит в этом оскорбительное пренебрежение. У каждого свое уязвимое место; нужно знать, где ты наиболее раним, чтобы надежнее прикрыться.»

Сенека, третья книга диалогов «О гневе»

Наши эмоции в большинстве случаев — наш выбор. Мы выбираем испытывать гнев вместо спокойствия; выбираем испытывать страх вместо смелости, несчастье вместо радости. Какой выбор более привлекательный? Какой выбор наказывает выбирающего, а какой выбор наказывает обстоятельство?

Помните, обстоятельства никогда не изменяются из-за того, как сильно вы на них злитесь. Обстоятельства — не люди. Хватит тратить свое время и силы, чтобы злиться на то, чему ваши чувства абсолютно безразличны. Хватит думать, что ваши чувства по отношению к неодушевленным предметам и ситуациям могут что-то изменить. Это поведение напоминает ситуацию, что вы принимаете яд и ожидаете, что другой человек умрет.

Гнев ничему не помогает. На самом деле только ухудшает положение вещей.

Любую ситуацию можно немного улучшись, если подойти с холодным разумом. Даже самые могущественные люди, которые знают, что гнев можно использоваться как сильный и эффективный инструмент, скажут, что есть огромная разница между тем, чтобы намеренно выразить своего разочарования (подчеркнуть свою точку зрения, мотивировать кого-то, защитить себя) и тем, чтобы слететь с катушек. Не имея способности распознавать и направлять свои эмоции, вы становитесь их рабом.

Если это единственное, что вы возьмете себе из всего, что есть в стоицизме, даже если проигнорируете все остальные учения, и попытаетесь изменить свой подход к гневу, то этого уже будет достаточно на всю жизнь.

#Стоицизм