Блог Егора

Как контролировать гнев. Уроки Марка Аврелия

Как справляться с гневом еще до того, как он выплескивается? Это был один из самых важных вопросов, над которым размышляли стоики. Есть даже целая книга посвященная гневу, которую написал известный Сенека. Это настоящее руководство в стиле психологических техник, чтобы научиться справляться с конкретной эмоцией — гневом. Однако, Марк Аврелий в своих Размышлениях также обращает внимание на гнев. В одном поразительном отрывке он описывает конкретные стратегии, чтобы контролировать гнев, которым он научился от стоиком. Он называет их дарами девяти муз и их вождя Аполлона, греческого бога врачевания.

Во всей книге Аврелий возвращается к этим стратегиям несколько раз. Но самый внушительный список он изложил в главе 11, отрывок 18. Здесь он даже описывает как обращаться с теми, кто злится — с пониманием и прощением, ведь «они поступают против воли или по неведению… людям очень не нравится слыть несправедливыми, неблагодарными, жадными и, одним словом, заблуждающимися по отношению к ближним».

Во второй части отрывка 18, Аврелий напоминает нам о довольно распространенной стратегии стоиков: напоминать себе о том, что «последствия гнева и огорчения по поводу чего-либо более тягостны, нежели то, что вызывает гнев и огорчение». По иронии судьбы, мой гнев причиняет вред не тому, на кого я злюсь, а мне самому.

Марк Аврелий говорит, что говорит: «Мы были рождены для чего-то другого, чем это». Хотя это краткое замечание легко пропустить, он имел в виду очень важное стоическое учение, на которое он ссылается много раз на протяжении книги.

Например, во второй главе Размышлений, он начинает с такого:

Напоминаю себе, что сегодня мне придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми. Эти свойства проистекают от незнания ими добра и зла. Я же, познавший прекрасную природу добра и постыдную – зла, понимаю и природу тех, кто заблуждается. Они мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму. Я защищен знанием от их зла. Они не могут вовлечь меня во что-либо постыдное. Но нельзя и гневаться и ненавидеть тех, кто мне родственен. Мы созданы для совместной деятельности, как ноги и руки, веки, верхняя и нижняя челюсти. Поэтому противодействовать друг другу – противно природе; а досадовать и чуждаться таких людей и значит им противодействовать

Размышления, 2.1, Марк Аврелий

Обратите внимание, что Марк Аврелий говорит здесь то же, что и в предыдущем отрывке — ему не могут причинить вред люди, которые злятся и даже те, кто его предает. Более того, он не может сердиться на кого-то, кого считает своим родным, а ведь он помнит стоический принцип, что природа предназначила их для совместной работы, а значит, они родные. Мы все родственники в братстве человечества и сограждане во вселенском граде природы, согласно стоическому космополитизму. Подобно парам глаз, рукам, ногам или двум рядам зубов, природа как будто создала нас для того, чтобы мы работали в гармонии и таким образом достигали через сотрудничество большего, чем мы когда-либо могли бы достичь, работая в одиночку или в конфликте друг с другом.

Именно это стоики имели в виду, говоря, что люди по природе своей являются как рациональными, так и социальными животными. Исходя из этой предпосылки, они приходят к выводу, что у нас есть долг перед самими собой, как хорошо рассуждать, используя мозг, так и жить в гармонии с другими. Конечно, как признает Марк Аврелий, часто люди не хотят жить в мире, и они могут сердиться, лгать, предавать, враждовать, и воевать. Тем не менее, согласно стоикам, мы не должны отвечать взаимностью, возвращая ненависть за ненависть. Мудрый человек не боятся оскорблений или нападок, и мудро поступают с другими, независимо от обстоятельств.

Я верю, что все люди обладают потенциалом для добродетелей, таких как справедливость, доброта и справедливость. Для того чтобы семьи или сообщества существовали, каждый из нас должен проявлять хотя бы минимальную степень дружественности и социальной добродетели в отношениях друг с другом.

Наверное, поэтому Марк Аврелий напоминал в своем списке даров от муз и Аполлона, что природа предназначила нас для другого, а не для гнева. Весь список из десяти стратегий можно составить так:

  1. По природе мы социальные существа, предназначенные помогать друг другу.
  2. Воспринимай характер людей в целом, а не по одному поступку.
  3. Никто не поступает плохо по собственному желанию.
  4. Никто не идеален. Включая тебя.
  5. Ты никогда не будешь уверен в мотивах людей.
  6. Помни, что мы все умрем.
  7. Нас расстраивают наши суждения и мнения.
  8. Гнев делает больше вреда, чем добра.
  9. Природа наделила нас всеми силами, такими как благожелательность, чтобы противостоять гневу.
  10. Безумие — ожидать от других совершенства.

#Стоицизм