Блог Егора

Комментарии к части 5. О страхе смерти

Слово о комментариях

Недавно я разговаривал с человеком, чье мнение для меня важно. Он сказал, что: "Твои послания часто запутанные, противоречивые и непонятные".

Сначала я расстроился, но позже разозлился. Ведь я точно знаю, о чём пишу. Туманность и неполнота высказываний — это не изъян, а сознательный выбор. Метафоры имеют определённый смысл, а структура повествования намеренно выстроена так, чтобы побудить читающего искать собственные ответы, а не принимать готовое из одного источника.

Я решил написать этот комментарий, чтобы на примере показать, что именно подразумевается в некоторых частях текста. В дополнение провел опрос в Телеграм-группе и многие сказали, что хотели бы увидеть объяснения. Я быстро осознал масштаб задачи: чтобы детально описать хотя бы один абзац, понадобилась бы целая серия статей. Это напомнило мне комментарии Раши или Рамбама к Торе, где одному библейскому предложению соответствует целая глава толкований.

Поэтому я решил ограничиться минимальным раскрытием идей, лежащих в основе. Эти комментарии — не полное объяснение, а скорее ключи, которые помогут увидеть структуру философских традиций и концепций, питающих "Послания пустоты".

Исходник: 5. О страхе смерти из Посланий пустоты.

Комментарии

Послание пустоты

"Но ведь мы смертны и умираем," — повторяет толпа.

Типичное начало философского диалога, где философ отвечает на возражения. Встречается повсеместно, в том числе в библейских Евангелиях.

Освобождение от страха смерти не приходит через отрицание, но через проникновение в самую суть, через примирение с естественным порядком вещей и осознание своей подлинной природы, которая превосходит ограничения материального мира.

Сочетание стоического принципа принятия естественного порядка (логоса) и гностической идеи о подлинной природе (Софии). Намек на учение о духовной (подлинной) природе человека, который выше правителя и правителей мира, упоминаемых ниже, но которые завидуют человеку.

Взгляните глубже на природу своего страха. В нём переплетаются две нити: страх неизвестного и страх утраты известного. Первый рождается из неведения о том, что лежит за порогом, второй — из привязанности к иллюзорности этого мира.

Стоики учили анализировать причины эмоций (в этой ситуации рационально исследовать свой страх). Упоминание гностической иллюзорности мира без объяснения. Перекликается с гностическим текстом "О происхождении мира". Как пасхалка для тех, кто понимает о чём идет речь. "Проснись, Нео... Иди за белым кроликом."

"Разве неизвестно, что ждёт после?" — спрашивает толпа. Совсем нет. Скорее неведомо вам, если спрашиваете.

Гностический намек на тайное знание, доступное лишь посвященным. Говорить напрямую о знаниях гностики не хотели, потому что не хотели влиять на государства и брать на себя власть, не хотели становиться теми, кому противостояли. Подобные диалоги характерны для гностических текстов как "Пистис София".

"Разве можно не привязываться к миру?" — недоумевает толпа. Были бы вы привязаны к миру, если бы по-настоящему познали иллюзию? Поймите, что смерть — не естественный процесс, но момент освобождения от материи. Ваша истинная сущность — не ваша плоть.

Напоминание об учении стоиков о привязанности к вещам, которая приводит к страданиям. Проявление гностического учения, где считается, что при рождении наше божественное естество было захвачено материальным. Это косвенное напоминание об Антропосе. Идея о смерти как освобождении от материи из учений Маркиона и манихеев.

Отделяйте себя от власти ложного правителя мира, разрывая нити, связывающие вас с его творениями. Смерть — не переход, но возвращение.

Прямая отсылка к Демиургу ("ложному правителю мира") и концепции возвращения к Плероме. Почти дословные идеи из "Апокрифа Иоанна".

Встречайте неизбежное с бесстрастием. Не страшитесь того, что не в вашей власти изменить. Таков порядок, кто бы его ни установил. Смерть — не зло и не благо, но событие, часть порядка.

Чисто стоическая этика — принятие того, что не в нашей власти, и понимание смерти как безразличного (адиафора). Очень близко к формулировкам из "Энхиридиона" Эпиктета. Забрасывание удочки через вопрос "кто же установил порядок?" в концепции самостоятельного поиска знаний.

Готовиться — значит укреплять дух, который не могут разрушить ни болезнь, ни смерть. Готовиться — значит понимать, когда час возвращаться.

Стоическая практика подготовки к невзгодам вперемешку с гностическим мотивом "возвращения" (в Плерому).

Не рассуждайте о смерти как о величайшем несчастье. Ваш дух должен быть непоколебим перед лицом перемен. Ваш разум должен ежедневно наблюдать иллюзорность мира.

Первые две строки — чистый стоицизм (перифраз "Размышления" Марка Аврелия), третья — чистая гностическая идея об иллюзорности материального мира (как в учении валентиниан).

Исследуйте, ищите, думайте. Узнайте, кто вы и что вокруг вас. Во всем этом не делайте познание страстью и привязанностью.

Истину можно обрести через личное познание — это идея гностицизма. Здесь совмещены идеи личного поиска знания (гнозиса) и стоического предостережения от чрезмерной привязанности к чему бы ни было. Даже дети не должны стоять преградой к личной свободе и знанию. Идея из "Евангелия Истины".

Помните, что правители мира властвуют лишь над тем, что есть в этом мире.

Идея о власти архонтов (правителей мира), ограниченной материальным миром. Отсылка к космологии из "Трехчастного трактата".

"Но ведь мы избегаем страданий и ищем спасения," — говорит толпа. Какое спасение? Глупцы! Здесь нет убежища, нет спасения, тем более побега. Все попытки сделать реальность терпимой обречены на провал, она не предназначена быть терпимой, и вы не должны с ней примиряться.

Радикальная гностическая позиция отрицания материального мира. Учение о непримиримости с миром не часто встречается у гностиков, но отражает личные наблюдения.

Но даже попытка избежать страха столь же бесплодна! Страх — не лишний в доме бытия. Страх обнажает себя, когда вы снимаете слой краски.

Интерпретация страха с мотивом беспомощности современных экзистенциальных взглядов.

Страх присутствует с первого вздоха младенца. Он ваш единственный истинный друг, который никогда не покинет вас на всём пути. И он останется там, где все и всё остальное вас покидает — на смертном одре. Он как первый и последний налог, который ваше сознание должно платить за существование здесь.

Эти мысли близки к экзистенциальной философии и этим еще раз подчеркивают личные убеждения.

Не бегите от страха, но и не поклоняйтесь ему. Страх — это не то, что нужно преодолеть, но то, что нужно познать. Видя страх как часть фундамента иллюзии, вы начинаете понимать природу мира и себя в нём.

Кульминационный синтез гностического подхода (познание иллюзии, знание об устройстве мира, происхождении человека и его роли в мире, правителях мира) со стоическим (не бежать от страха).

Страх — верный признак того, что вы всё ещё привязаны к материальному. Изучайте свой страх. Так вы найдёте не избавление, но понимание. Понимание же — первый шаг к освобождению.

Гностическая идея освобождения через понимание, причем страх рассматривается как индикатор привязанности к материальному миру. Понимание как путь к освобождению — отражение классического подхода к поиску гнозиса.

#Гностицизм #Комментари