Метод мозгового штурма Disney: мечтатель, реалист и критик
The Bionic Woman, Bambi, and Cinderella [masks on]" The New York Public Library Digital Collections. 1974 - 1978.
Кинопродюсер и новатор Уолт Дисней придумывал и совершенствовал идеи, разбивая процесс на три отдельных этапа. Процесс состоял из трех этапов, где он выступал в разных ролях: мечтатель, реалист и обломщик (или критик).
Мечтатель
Эта роль предназначалась для фантазий. В этом этапе можно и нужно генерировать самые фантастические и абсурдные идеи из всех возможных. Без фильтра. Просто необработанные идеи. Этот этап посвящен вопросу «почему бы и нет?»
Реалист
Здесь реалист пересматривает и перерабатывает идеи мечтателя в нечто более практичное. Речь идет не о том, почему что-то нельзя сделать, а только о том, как это можно сделать. Этот этап посвящен вопросу «как?»
Обломщик (критик)
На третьем этапе вперед выходит критика и пробивает дыры в идеях, которые придумал мечтатель и проработал реалист.
Говорят, что идеи, которые пережили этот процесс, были теми, над которыми Уолт Дисней в итоге работал.
Разделив этапы творческого процесса, Уолт не позволил реальности встать на пути мечты. Реалисту разрешили работать без жесткого фильтра критики. И критик тратил время на уже хорошо продуманную идеи, на что-то структурированное, а не на сырые идеи.
Когда мы сами думаем над идеей или работаем в группе, обычно роли мечтателя, реалиста и критика работают одновременно и перемешано. В этих условиях у идей нет ни единого шанса.
Разные комнаты для разных ролей
Есть дополнительная информация о том, что Уолт Дисней пошел дальше в своем подходе. Он переходил из одной комнаты в другую по мере того, как он менял мышление. У него было отдельное пространство для каждого этапа.
Представьте, насколько это было бы мощно, если бы…
В переговорке в вашем офисе можно было бы ТОЛЬКО мечтать и выражать ВСЕ идеи? Никакой фильтрации. Никакой реальности и критики.
В другой переговорке можно ТОЛЬКО подтягивать идеи к реальности — искать способы превратить мечты в реальность.
А в конференц-зале место для критика, чтобы помочь найти все слабые места, которые нужно исправить, прежде чем идея выйдет в эфир.
Что мне нравится в этом подходе
В этом подходе множество идей получают возможность быть доработанными и дополнительно изученными на предмет их достоинств.
Риски? Несколько идей, которые в конечном итоге окажутся плохими, займут время.
Выгода? Множество хороших идей, которые были бы выкинуты на обочину без проработки и обсуждения, только потому что подавлены реальностью и критикой.
Я хочу попробовать эти три разные роли в следующий раз, когда буду придумывать новые идеи. Нужно учиться быть только в одном настроении одновременно. Успокаивать критика с его бинзопилой и реалиста, который рвется строить раньше времени.