11. О гневе
— Как не злиться? — спросил один из толпы.
Ни одна напасть не стоила человечеству так дорого, как гнев. Ни чума, ни цунами не унесли больше жизней. Взгляни на гнев и увидишь резню и отравления, обвинения и встречные обвинения, разграбленные города, истребленные народы и народы, проданные в рабство, выжженные долины и долины, окропленные кровью павших армий. Гнев — безумие, которым управляют правители этого мира. Из-за гнева даже мудрец теряет самообладание, отбрасывает приличия, забывает о родстве, становится глух к разуму и советам, не воспринимает истинное и справедливое.
Гневающийся подобен падающей стеклянной вазе на голову прохожего. Разбивается на осколки сам и разбивает голову другому.
Помни: ты не есть твой гнев, как облако не есть небо. Эмоции возникают и исчезают в тебе, но ты — не эти эмоции.
Гнев — всего лишь временный гость. Представь, что стоишь на вершине горы и смотришь вдаль на расстилающиеся просторы других гор, и долин, и бесконечное небо, покрытое облаками, отбрасывающими тень на горы. Гнев подобен этой мимолетной тени на лике вечности.
— Но что делать с людьми? Из-за них же мы злимся? — настаивают слушающие.
С наступлением нового дня напомни себе, стоя перед зеркалом: встреченные мною люди будут назойливыми, неблагодарными, надменными, лживыми, завистливыми, мрачными и злобными. Они не способны различать истинные ценности. Однако я осознаю, что даже такой человек имеет сущность, связанную с моей — не родственными узами, но единой искрой, и в нем также теплится отблеск высших начал.
Напоминай себе это каждый день. Пусть эти слова станут для тебя мантрой, молитвой.
Ты не можешь перестать чувствовать злость. Ты не должен бороться с ней или подавлять её, но и не становись её пленником. Давай себе возможность подняться на гору и взглянуть с высоты, увидеть гнев таким, каков он есть — гостем, который приходит и уходит в великом доме твоего сознания.
Когда тебя обижают, задумайся, какую пользу или вред намеревался принести тебе другой человек своими действиями. Осознав его мотивы, ты ощутишь понимание вместо ярости и обиды. Возможно, ваши представления о хорошем и плохом совпадают, и тогда есть смысл простить его. А если ваши понятия о ценностях расходятся, значит, он заблуждается и заслуживает твоего сострадания, а не осуждения. Неужели так сложно, так трудно взглянуть на ситуацию под этим углом?
— Что же тогда, всех прощать и подставлять другую щеку?
Не я говорю тебе это, но ты сам.
Было два брата: первый, разозлившись, бросил камень в брата; второй же взял тот же камень и положил его в основание стены. Из одного камня первый создал рану, второй — убежище для себя от брата.
Тот, кто способен вызвать в тебе ярость, обретает власть над тобой; твоё раздражение возникает лишь тогда, когда ты сам позволяешь чужим действиям затронуть тебя.
Не осуждай гневающегося, ибо не знаешь битвы, что идёт внутри него. Но не позволяй и себе стать рабом своего гнева.
Существует ли что-нибудь разрушительнее, чем вспышка злости? Ты сможешь выжить только тогда, когда поймешь и признаешь, что являешься неотъемлемой равной частью других людей, всего живого и неживого. Ты не выше и не подчинен, но равен. Нет существа более предрасположенного к заботе о других, чем человек. А это беспощадное жгучее чувство гнева уничтожает людей безжалостно. Люди могут выжить, поддерживая друг друга и живя в мире с природой, а злость всё разрушает.
— Скажи уже хоть одно, что мы можем делать. Научи нас.
Когда чувствуешь закипающий гнев, набери в легкие воздуха и прекрати дышать. Задержи воздух настолько, насколько сможешь, пока в легких не начнет печь и не начнет мутнеть в глазах, пока ты не начнешь думать только о дыхании, а не о гневе. Выпустив воздух, сделай еще один вдох и задержи его. Через несколько таких этапов ты обнаружишь, что твой гнев уже не тот, который был.