Блог Егора

Потерянное искусство уединения

Одиночество никому не приятно. Я не встречал ни одного человека, который говорил, что хочет одиночества. Скорее, многие говорят об уединении. Оно вызывает восхищение и стало трендом. Кто не задумывался о том, чтобы отключиться от мира на какое-то время, собраться с мыслями, отдохнуть от информационного шума, попытаться найти себя? Я вот уже много лет мечтаю уехать в Тибет на год… Но это не совсем то уединение, которое можно назвать искусством.

Луиз Буржуа считала уединение сырьем искусства, а Герман Гессе как будто нашел слова, чтобы это описать:

Истинное, доброе и лучезарное действие проистекает не из деятельности, суеты или из трудолюбивого стука молотка. Оно растет в уединении гор, на вершинах, где обитают тишина.

Герман Гессе

К сожалению, сколько бы восхищения не вызывало уединение, мы считаем его утраченным искусством. Многие желают его обрести, но не могут найти. Наиболее частая мысль — чтобы уединиться, нужно полностью уйти из общества и отказаться от современного мира. Поскольку это сделать очень сложно, мы соглашаемся жить в шуме, настолько к этому привыкаем, что уже бежим от уединения. В противовес этой идее, меня вдохновляет цитата из книги Solitude: In Pursuit Of A Singular Life in a Crowded World канадского журналиста Майкла Харриса:

Я не хочу убегать от мира – я хочу заново открыть себя в нем. Я хочу знать, что произойдет, если мы снова научимся находить силу в уединении посреди наших переполненных дней, и прямо на наших забитых улицах.

Майкл Харрис

В последние годы исследователи обнаружили зависимость между благополучием и стремлением к уединению. То есть люди, избавленные от жизненно важных забот (питание и безопасность), начинают стремиться к уединению, как к чему-то приятному и полезному.

Обратите внимание, что уединение — не синоним одиночества, которое является чувством нежелательной социальной изоляции и, как известно, является довольно вредным для психологического здоровья.

solitude-paintings-van-gogh-w636-h600

Bedroom at Arles by Vincent Van Gogh (1890)

Нетта Вайнштайн, профессор Reading университета, проводила эксперимент, в котором добровольцы должны были провести время в одиночестве. Она хотела понять, как изменяется эмоциональное состояние во время уединения и после. Оказалось, что все зависит от отношения человека. Если испытуемые принимали и стремились насладиться временем наедине с собой, они, как правило, испытывали положительные эмоции, а после уединения были расслабленными и спокойными. Но те участники, которые не ценили это время, то с большей вероятностью испытывали отрицательные эмоции — грусть и одиночество.

Получается, что мы заблуждаемся на счет уединения, идеализируем его и романтизируем. Герман Гессе высказал эту мысль так:

Уединение — это путь, по которому судьба стремится привести человека к самому себе. Уединение — это путь, которого люди боятся больше всего. Путь, полный ужасов, где подстерегают змеи и жабы. Без уединения нет страдания, без уединения нет героизма. Но уединение, которое я имею в виду, — это не одиночество веселых поэтов или театра, где фонтан сладко журчит у входа в пещеру отшельника.

Герман Гессе

Вот эта мысль. Уединение — это не то, что воспевают поэты и медиа, это не романтическое отшельничество. Уединение — это вообще не столько про место, сколько про настрой.

Все это значит, что для того, чтобы получить больше пользы от уединения, важно настроиться. Просто уехать в Тибет (как я это думаю) не возымеет эффекта.

Многие люди во время карантина испытывают ограничения в передвижении и социальной жизни, и воспринимают его как принудительное время одиночества; для других же это время — шанс побыть с собой, прокачать внутренние силы. Хотя вряд ли просто изменив отношение, жизнь в целом станет лучше. Однако, может уменьшить количество негативных эмоций от карантина.

3319_3140240xl

A moment to reflect by Glenn Dean

Агнес Мартин в одном из последних интервью сказала: «Лучшие в жизни происходит только тогда, когда вы наедине», а мой любимый Герман Гессе утверждал, что научиться брать силы в уединении, а не сражаться с ним, стремясь заполнить свое время отвлечениями, — это необходимое условие, чтобы взять на себя ответственность за свою судьбу:

Большинство людей, стадо, никогда не пробовали уединение на вкус. Они оставляют отца и мать, но только для того, чтобы приползти к жене и тихо поддаться новому теплу и новым связям. Они никогда не бывают одиноки, они никогда не общаются сами с собой. И когда человек, знающий что такое уединение, пересекает их путь, они боятся его и ненавидят, как чуму; они бросают в него камни и не находят покоя, пока не окажутся далеко от него. Воздух вокруг него пахнет звездами, холодными звездными пространствами; ему не хватает мягкого теплого аромата дома и инкубатория.

Герман Гессе

#Стоицизм #Философия