Проблема с эмоциями.Как стоицизм может быть полезен в современном мире. Ч.3.
Title: "Smiling" Figure Date: 7th–8th century Geography: Mexico, Mesoamerica, Veracruz
Энхиридион Эпиктета записал его ученик Арриан. Он говорит, что у Эпиктета была одна встреча с мужчиной, который спрашивает, что он может сделать со своим братом, который рассердился на него. Эпиктет, как правило, отвечает: «Ничего; ты ничего не можешь с этим поделать». Мы не можем контролировать эмоции других людей, потому что они относятся к категории вещей, которые от нас не зависят. Единственный человек, который может что-то сделать с гневом брата, — это сам брат. Но Эпиктет и эти утверждения не оставляет это просто так; он говорит, что гнев брата — это его собственное дело, что важно — это то, как человек реагирует на гнев брата. Получается, настоящая проблема — не гнев брата. А проблема, этот человек расстроен гневом брата. И вот это человек можем сам решить.
Таким образом, непосредственная проблема заключается не в брате, а в человеке, который пришел жаловаться.
Эта небольшая история иллюстрирует то, как эмоции — как чужие, так и наши собственные –могут формировать и окрашивать наше взаимодействие с окружающим миром. В современном мире слово «стоик» стало означать бесчувственного человека, лишенного эмоций, и это обычно считается негативной чертой. Сейчас эмоции чаще всего воспринимаются как нечто хорошее: любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание — все это то, чего миру хочется иметь всё больше. Но эта история про разговор Эпиктета высвечивает другие эмоции — гнев, обиду, нетерпение – которые не столь привлекательны. Когда древние стоики рекомендовали людям избегать эмоций, они в первую очередь имели в виду именно эти негативные эмоции.
Стоический взгляд на эмоции очень прост для понимания, но есть ряд важных оговорок, которые важно рассмотреть.
Главное утверждение стоиков заключается в следующем: наши эмоции — это продукт суждений, которые мы делаем. Следовательно, мы полностью контролируем свои эмоции и несем за них ответственность. Мужчина в истории расстроен не тем, что брат на него злится, а тем, как он сам относится к злости брата. Если бы он относился к этому по-другому, он бы не расстроился. Стоики утверждают — и это важный момент — что мы не должны отрицать или подавлять свои эмоции; скорее, мы должны стараться избегать их возникновения. Второй важный момент заключается в срочности. Они были уверены, что эмоции нельзя переключить одним щелчком пальцев. Гнев или печаль волшебным образом не исчезнут.
Хрисипп (ранний стоик) сравнивал эмоции с быстрым бегом. Когда вы набираете определенную скорость, вы не можете просто остановиться. Вы понимаете, что можете стать, это произойдет не так быстро. Ваше тело уже двигается по инерции. То есть фактически, ваше движение вышло из-под контроля. Переживание эмоций очень похоже на такой бег, потому что вы не можете просто выключить нежелательную эмоцию. Но что вы можете сделать, так это постараться не позволить следующей эмоции набрать обороты до такой степени, что она станет неуправляемой.
Это хорошо видно на примере гнева. Когда кто-то злится, эмоции берут верх, и человек больше не может рассуждать здраво. Одним из стоиков, кто знал об этом слишком хорошо, был Луций Анней Сенека. Он был очень богат и был советником во внутренних кругах римского императорского двора. Естественно, высокое положение в обществе предполагает частые столкновения с людьми, находящимися во власти разрушительных эмоций, которые усугублялись тем, что некоторые из этих людей были императорами Римской Империи. Представьте себе вести пор с Калигулой, Клавдем и Нероном, которые буквально обладали властью жизни и смерти над бесчисленным количеством людей. Калигула настолько завидовал разнообразным талантам Сенеки, что в какой-то момент приказал его убить, но один из его приближенных отговорил его, сославшись на слабое здоровье Сенеки.
В своем эссе «О гневе» Сенека описывает гнев, как временное безумие. Когда гнев берет верх, он подрывает весь разум. Именно от такого состояния полной неуправляемости предостерегают стоики. Время от времени немного раздражаться — это просто часть жизни, и это не приносит реального вреда. Совсем другое дело — разозлиться настолько, что уже не в силах сопротивляться желанию делать зло. И именно этого стоики хотят избежать.
Сенека настаивает на том, что нам не нужен гнев, чтобы ответить на действия, совершенные против нас или наших близких. Всегда лучше действовать спокойно, исходя из чувства верности, долга или справедливости, чем с яростью. Если иногда кажется, что гнев побуждает нас, скажем, бороться против какого-то великого зла, Сенека говорит, что гораздо лучше делать то же самое под руководством мужества и справедливости. Как говорят, лучше на зло отвечать с чувством справедливости и с холодной головой, чем делать сгоряча, а потом всю жизнь жалеть.
Гнев, как и все эмоции, является результатом суждения, сделанного в уме. Это означает, что его можно контролировать или, по крайней мере, стараться избегать в будущем. Но как только решение принято, гнев вскоре становится чем-то осязаемым и физическим. Сенека описывает гнев как болезнь тела, характеризующуюся опуханием. Какой бы ни была эмоция, мы наверняка можем вспомнить множество физических симптомов: учащенное сердцебиение, повышение температуры, потливость, прилив крови в лицо и так далее. Когда эти симптомы проявляются, мы ничего не можем сделать, чтобы они прошли, кроме как ждать.
Вопреки распространенному мнению, стоики не считают, что люди могут или должны стать бесчувственными каменными глыбами, лишь бы не поддаться негативным эмоциям. Все люди испытывают то, что Сенека называет «первичными проявлениями». Эмоции, как нервозность, потрясение, возбуждение или страх часто происходят сами собой. Даже слезы часто происходят сами собой. Это вполне естественно и это это физиологические реакции тела, но не эмоции в стоическом смысле этого слова. Тот, кто расстроен и на мгновение задумывается о мести, но ничего не предпринимает, по мнению Сенеки, не гневается, а сохраняет контроль над собой. Испугаться чего-то, но затем остаться непоколебимым, ничего не делая после испуга — это тоже не эмоция страха. Чтобы эти “первичные проявления” стали собственно эмоциями, нужно, чтобы разум решил, что произошло нечто ужасное, и затем начал действовать в соответствии с этим. То есть нужно, чтобы суждение стало действием.
По мнению Сенеки, этот процесс состоит из трех этапов:
- непроизвольное первичное проявление эмоции, которое является естественной физиологической реакцией, не зависящей от нас;
- суждение в ответ на переживание, которое находится под нашим контролем;
- эмоция, которая, возникнув, не поддается нашему контролю.
Так что, как только эмоция возникла, мы ничего не можем сделать, кроме как ждать, пока она утихнет. И в стоическом учении нужно учиться контролировать второй пункт, где мы даем своим суждениям ход.
Если всё так просто и понятно, то почему же мы принимаем суждения, которые порождают эти вредные эмоции? Опять же, всё дело в суждении. Если вы считаете, что вас каким-то образом обидел другой человек, может показаться совершенно естественным рассердиться на него. Сенека говорит, что гнев обычно является результатом ощущения нанесенной вам травмы. Стоики же считают, что нужно поставить под вопрос то, что кажется сделать естественно. Подумать над тем, причинил ли вам кто-то на самом деле какой-то урон. Или быть может то, что вы думаете, для вас сделал другой человек, содержит в себе ваше суждение. Эпиктет говорит об этом следующим образом:
«Помните, чтобы причинить вам вред, недостаточно, чтобы вас просто ударили или оскорбили. Вы должны верить, что вам причинили вред. Если кому-то удастся спровоцировать вас, осознайте, что ваш разум участвует в провокации.»
Вот почему, продолжает он, «важно не реагировать на события импульсивно». Необходимо сделать паузу и подумать о том, что только что произошло, прежде чем выносить о нем суждение. Если кто-то говорит о вас что-то плохое или критикует вас, остановитесь и подумайте, правда ли то, что он говорит, или ложь. Если это правда, то этот человек указал на недостаток, который вы теперь можете устранить. Таким образом, этот человек сделал для вас добро! Если его слова ложны, то он заблуждается, и единственный, кому они причиняют вред, — это себе. В любом случае, вы не пострадаете от его критики. Но единственный способ, при котором его замечания могут причинить вам реальный и серьезный вред, — это если вы позволите им спровоцировать вас на гнев.
Сенека и Эпиктет сосредоточили свое внимание на разрушительных негативных эмоциях, таких как гнев. Но гнев — не единственная эмоция. Есть и другие эмоции, которые не так разрушительны, эмоции, которые на самом деле в основном положительны и без которых мы не хотели бы жить. Одной из них является любовь. Неужели стоики предлагают отказаться от любви родителей к своему ребенку, романтической любви между двумя взрослыми людьми, или любви к своему дому?
Согласно стоикам, любовь родителя к своему ребенку — это не иррациональная эмоция, которой лучше избегать. Наоборот, они говорили, что такая любовь — универсальный природный инстинкт. Мы по своей природе склонны заботиться о себе, стремиться к тому, что нам необходимо для жизни, и избегать того, что может нам навредить, — все ради самосохранения. Этот инстинкт сохранения распространяется и на близких нам людей — сначала на членов нашей семьи, а в идеале — на всех остальных людей в мире. Что касается романтической любви, то можно сказать, что здоровые отношения основаны на естественном желании общения и деторождения, а нездоровые — на негативных эмоциях собственничества и ревности.
Стоики, конечно, не предлагали превращать людей в каменные глыбы без чувств. Они наоборот стремились сделать так, чтобы люди понимали, какие эмоции негативные и как от них избавиться. И какие эмоции положительные, чтобы для них было больше времени и сил, которые в другой ситуации уходили бы на негатив.
Так, если вы решите испытать стоицизм в жизни, у вас по-прежнему будут обычные реакции на события — мы будете вскакивать, вздрагивать, пугаться или смущаться, плакать и главное, радоваться (!) — и у нас по-прежнему будут крепкие заботливые отношения с близкими нам людьми (конечно, если вы этого хотите). Однако, стоицизм учит не развивать и не поддерживать негативные эмоции — гнев, обиду, горечь, ревность, страх или чрезмерную привязанность. Это те эмоции, которые могут разрушить жизнь и которых, по мнению стоиков, лучше избегать.
Ни в одной философии нет большей доброты и мягкости, ни в одной нет большей любви к людям и большего внимания к общему благу (чем в стоицизме). Цель, которую стоицизм ставит перед нами, — быть полезными, помогать другим и заботиться не только о себе, но и обо всех в целом и о каждом в частности.