Самоограничение и стоицизм
В стоицизме нет понятия первозданного греха, как в христианстве. Человек по своей природе не обладает чем-то плохим при своем рождение. Стоики уверены, зло или то, что мы привыкли называть “грех” — это то, что мы делаем, а не то, кем мы есть.
Есть хорошие стремления, и плохие. Так же как есть плохие суждения и хорошие. И несмотря на то, что плохие стремления, кажется, имеют больше власти над людьми и миром, человек может и должен научиться иному. В каждый момент жизни, у нас есть полная свобода выбирать, каким импульсам отдавать предпочтение. В стоической практике эта мысль заключается в самоограничении.
Под самоограничением, мы понимаем совсем не аскетизм, а самодисциплину. Стоицизм не основан на идее, что тело — это что-то грязное и плохое, а душа — что-то хорошее и чистое, и для того, чтобы развивать душу, нужно подавлять тело, жить в бедности, отказываться от секса, принуждая себя жить в постоянном ограничении и избегании всего.
Совсем наоборот: стоическая традиция учит (Сенека — яркий пример), что людям не нужно избегать денег, бизнеса, любви, секса и прочего. Считается, что обычные жизненные радости — вполне хорошие и даже полезные для нравственности. Правда Марк Аврелий считал, что секс нужен только для продления рода, но этот взгляд разделяли не все стоики. Секс в супружеской паре для близости и удовольствия считался волне нормальным занятием. Стоики считают, что уже в текущей жизни люди отвечают за свои поступки и решения, а тем более в той жизни, которая будет после смерти.
Есть одна еврейская история о двух раввинах, которые прятались в пещере 12 лет, учились, молились, и жили в очень аскетичных условиях, питаясь с одного дерева, и пили росу. Когда в конце концов они покинули пещеру, то увидели, что фермеры сеяли и пахали поля. Это так разозлило их, что они наругали фермеров, что они занимались такими тривиальными делами, когда могу прославлять Бога, читать Тору и молиться. В своей злости они подпалили всё, что видели и даже поля. Но Бог оказался совершенно не восхищен их аскетизмом и праведностью. Бог разозлился на то, что они все подпалили и сказал: “Вы вышли из пещеры, чтобы сжигать Мой мир? Тогда возвращайтесь в пещеру!”
Но как аскетизм не является учением стоицизма, так и гедонизм — не совсем то, чему учит стоицизм. Не нужно делать все, что желаешь, говорить, что думаешь, относиться к людям как хочешь, делать деньги на чем получается. Есть ограничения и главное стремление стоицизма — научить нас использовать свой разум, чтобы понимать, когда предел. Предел до того уровня, чтобы не стать гедонистами, но и не стать аскетами.
Плохие суждения приводят к плохим импульсам — эгоизму, страсти, прожорству, жадности, зависти, злости и прочим. Однако и эти импульсы, если они уже возникли, можно учиться правильно направлять и управлять ими. Жадность и агрессия могут поддержать на пути развития и создания успешной карьеры; страсть может привести к созданию крепкой семьи. Скорее, если бы не было плохих импульсов, то никто бы не женился, не заводил детей и не занимался бизнесом.
Так что, хотите заработать денег? Идите и делайте. Но очистите это стремление от плохих импульсов еще до того, как примете решение делать что-то. Помните, что добродетельная душа заботится о ближних, делится имением чистосердечно, и знает, что имущество на самом деле не принадлежит ей, но временно дано в пользование. Хотите наслаждаться едой? Хорошо! Только не занимайтесь обжорством, когда ваш ближний голодает. Хотите иметь много секса? Замечательно! Только помните с кем вы это делаете, по какому праву и осознаете ли вы, что этот человек вам не принадлежит? Мало что может сравниться по эмоциям с любовью, но нужно осознавать, что человек так же не в вашей власти.
Вместо того, что действовать при каждом стремлении и удовлетворять каждое желание, мы отказываемся быть подвластны самым базовым инстинктам, проверяем стремления и осознанно принимаем решение, что делать. Иначе говоря, мы допускаем действие, а не следуем за желаниями. Такой подход сильно противоречит с тем, чему учит современная психология и движение Нью-эйдж, которое просочилось практически во все современные философские школы. Сейчас считается, что нужно убирать ограничения, а не выстраивать ограничения и правила, исследовать себя и самовыражаться, а не заниматься блокировкой стремлений. Но на самом деле, подход стоицизма очень похож на то, как мы живем даже не зная про его существование.
Когда вы хотите позаниматься над своим телом, сбросить вес и подкачать мышцы, вы следуете различным ограничениям и требованиям, тщательно следите за тем, что едите. Если вы хотите преуспеть в работе, вы много трудитесь, посвящаете время, забирая его у других сфер жизни, учитесь, чтобы получить “степени” и преимущества, и даже выслуживаетесь перед руководством. В обоих случаях, мы с радостью слушаем советы от личных тренеров, нутриологов, карьерных коучей и психотерапевтов.
Но почему-то идея, что античная философия стоицизма, которая учит, что нужно добровольно подчиняться каким-то требованиям и режиму, чтобы улучить характер, кажется серьезным посягательством на личную свободу. Мы тут же отказываемся от таких рекомендаций, как стать великим человеком.
Многие из нас автоматически связывают такие учения со стыдом, особенно в религиозном контексте. Однако в стоицизме нет и слова, что вы должны постоянно испытывать стыд. Скорее наоборот, если что-то не получилось, сделайте вывод, запомните, и освободитесь от стыда. Вы неидеальны и учитесь!
Когда правильно подходить к стоицизму, я вижу огромную ценность для себя в этом учению. Я понимаю, как принимаю решения не только в контексте чего я хочу, но и в том, каким человеком я хочу быть.
Точно так же как диеты могут с горестью осознавать наши низкие стремления “нажираться”, так же стоицизм открывает глаза на импульсы и привычки характера.
Начать изучать стоицизм можно со статей про стоицизм.