Стоики верят в бога (богов)?
Ответ о вере обычно сильно отличается у современных людей, которые отождествляют себя со стоиками и классическими греческими и римскими стоиками. Мало кто из современных людей разделяет древнюю точку зрения. Множество современных людей с самыми разными взглядами на теологию подверглись сильному влиянию стоицизма, но атеисты и агностики с большей вероятностью идентифицируют себя как стоики; а теисты (верующие), на которых стоицизм оказал сопоставимое влияние, обычно все же отождествляют себя с религией, которая придерживается богословских взглядов, наиболее близких к их собственным (хотя есть современные деисты и пантеисты, которые идентифицируют себя как стоики).
В стоицизме содержится значительное количество материала, который может быть применен к широкому спектру религиозных верований (или неверий).
Что касается древнего стоического взгляда, то этот классический рассказ из «Жизни выдающихся философов» Диогена Лаэрция, книга 7 — лучшее компактное объяснение:
… мир — это живое существо, разумное, одушевленное и мыслящее, говорят Хрисипп в I книге “О провидении”, Аполлодор в «Физике» и Посидоний.
Бог есть живое существо, бессмертное, разумное, совершенное или же умное в счастье, не приемлющее ничего дурного, а промысел его — над миром и над всем, что в мире; однако же он не человекоподобен. Он — творец целокупности и словно бы родитель всего: как вообще, так и в той своей части, которая проницает все; и по многим своим силам он носит многие имена. Он зовется Дием, потому что через него (dia) совершается все, и Зевсом, поскольку он — причина жизни (zen) и проницает всю жизнь; он зовется Афиной, поскольку ведущая часть его души простирается по эфиру; Герой, поскольку по воздуху (aer); Гефестом, поскольку по искусническому огню; Посидоном, поскольку по воде; Деметрой, поскольку по земле; и другие имена, даваемые ему людьми, точно так же обозначают какие-либо свойства.
Сущностью бога Зенон считает весь мир в небе (точно так же и Хрисипп в I книге “О богах”, и Посидоний в I книге “О богах”); Антипатр в VII книге “О мире” говорит, что сущность бога имеет вид воздуха; а Боэф в книге “О природе” называет сущностью бога круг неподвижных звезд. Природой они называют иногда то, чем держится мир, иногда то, чем порождается все земное. Природа есть самодвижущееся самообладание, изводящее и поддерживающее свои порождения в назначенные сроки по сеятельному разуму, и от чего что взято, так то и творится. Стремится она и к пользе, и к наслаждению, как это видно из человеческого творчества. Судьба определяет возникновение всего на свете, так пишут Хрисипп (в книге “О судьбе”), Зенон и Боэф (в I книге “О судьбе”). Судьба есть причинная цепь всего сущего или же разум, по которому движется мир.
Если современные стоики не принимают классическую стоическую теологию, во что они верят?
Хотя классические стоики рассматривали свое учение физики и теологии как важные части стоицизма, по крайней мере некоторые из них прямо признавали, что этические аспекты философии все равно будут оправданы, даже если их физика и теология были неправильными. Но в целом, люди, которые признают себя стоиками или находятся под глубоким влиянием стоических взглядов, бывают самых разных видов на вопрос веры.
Христианская, иудейская и другие дуалистические теологии могут быть совместимы со многими элементами стоической этики. Действительно, некоторые аспекты современного христианства находились под сильным влиянием стоицизма, поскольку ранние римские христиане были знакомы со стоицизмом. Греческий язык и особенно латынь были важными элементами высшего образования в Европе в течение значительного периода времени, а труды стоиков (особенно Сенеки и Цицерона) были популярны и влиятельны. Молитва о Безмятежности имеет особенно стоический характер.
Большинство элементов стоической этики совместимы и с современным атеизмом, и многие атеисты согласны с детерминистскими и материалистическими аспектами исторического стоицизма.
Современные вариации пантеизма также могут быть совместимы со стоицизмом. Натуралистический пантеизм, который отличается от атеизма только своими убеждениями о наилучшем отношении к миру, является естественным, включающим религиозный привкус принятия прошлых и настоящих событий, присутствующих во многих стоических писаниях.